DHTML JavaScript Menu By Milonic
Новости РОС    


Отчет о конференции «Социология религии в обществе Позднего Модерна»

В.В. Сухоруков

Религия в обществе позднего модерна глазами социологов

Когда-то странное и вызывающее массу вопросов словосочетание «Поздний Модерн» ныне заняло свое место в понятийно-категориальном аппарате обществоведения, обозначая эпоху всеобщей рефлексии над всем. Социологи религии, собравшиеся 13 сентября в Белгороде, считают такой дискурс актуальным для своих исследований и теоретических разработок. Важно подчеркнуть, что это никак не зависит ни от территориальной принадлежности ученого (российской или зарубежной), ни от его сравнительной квалификации. Участники белгородского форума социологов религии представляли Россию (Белгородская, Ивановская, Иркутская, Костромская, Орловская, Саратовская, Свердловская области, Красноярский и Пермский края, Чеченская республика, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург), Белоруссию, Украину, Сербию, Черногорию, Францию. Таким образом, удалось повысить статус двух предыдущих одноименных конференций (11.02.2011, 18.04.2012) до международного. В конференции приняли участие не только социологии, но и философы, политологи, экономисты, психологи, культурологи, «физматчики» и «технари». Состав участников отображает междисциплинарный характер многих рассмотренных а рамках конференции проблем. Кроме того, если обратить внимание на уровень квалификации участников, то почти треть приехавших и приславших свои материалы ученых имеют докторскую ученую степень, около половины – кандидатскую. Остальные же исследователи – это, как правило, научная молодежь, которая активно перенимает опыт старшего поколения.

Конференция была посвящена памяти доктора социологических наук, заместителя директора Института социально-политических исследований Российской академии наук Юлии Юрьевны Синелиной, которая трагически погибла 30 марта. Она была известным в стране и за рубежом специалистом в области социологии религии, чья научная и организационная деятельность дала заметный толчок развитию этой дисциплины в нашей стране в последнее десятилетие. Ю.Ю. Синелина была членом (в 2011 году – сопредседателем) Организационного комитета нашей конференции и соруководителем первого исследования религиозной ситуации в г. Белгороде (конец 2010 г.). В сборнике материалов помещена краткая биография, статьи, фотографии, письма, заметки о ней, её жизни и творчестве, а также обширная статья самой Юлии Юрьевны о динамике религиозности россиян в период с 1989 по 2012 годы, подготовленная к печати и представленная Е.А. Кублицкой. С различной степенью подробности вклад Ю.Ю. Синелиной в социологию религии был освещен и затронут в статьях М.Ю. Смирнова (концептуальное осмысление роли Юлии Юрьевны в развитии отрасли науки), Т.П. Беловой (современные парадоксы постсекулярности), Вл. Бакрача (православная молодежь Черногории), Е.А. Кублицкой (материалы Всероссийского мониторингового исследования), В.А. Вовченко (подходы к изучению воцерковлённости).

Пленарное заседание началось с выступления директора Института управления НИУ «БелГУ», кандидата социологических наук, профессора кафедры социальных технологий этого института В.М. Захарова, отметившего особую значимость вопросов вероисповедания для современного общества и происходящих в нем трансформаций. Кроме того, высокопоставленный представитель университетской администрации пожелал исследователям найти методы усовершенствования «ручного управления» религиозной ситуацией.

Далее прозвучал доклад доктора социологических наук, директора Института религиоведческих исследований Университета Белграда Мирко Благоевича. Профессор Благоевич, работавший в соавторстве с PhD, научным сотрудником Философского факультета Университета Белграда Драганой Радисавлевич-Ципаризович, рассказал о социальных функциях православия в Сербии. По мнению сербских ученых, на индивидуальном и социальном уровнях происходит ревитализация религии в целом и православия в частности. Авторы выделяют следующие функции православия в современных российском и сербском обществах: функция коллективного ресурса сопротивления, функция этнорелигиозной мобилизации и гомогенизации, религиозная защитно-интегративная функция, функции системной институции и легитимации.

Следующим пленарным докладчиком выступила доктор социологических наук, старший научный сотрудник ИСПИ РАН М.М. Мчедлова, представившая тему «К социологии современного верующего». Ее доклад был продолжением презентации результатов, полученных в ходе всероссийского исследования 2010-2012 гг. Автор подтвердила широко известную тенденцию верующего человека «быть скорее женщиной», чем мужчиной, и «скорее старым человеком», чем молодым. Уровень доходов у него, по-видимому, средний, и, соответственно, главной ценностью является экономическая независимость. По этому пункту можно говорить о сходстве типичного верующего и типичного светского человека. Исследование показало относительно малое количество (от 7% до 17%) верующих, для которых единственно важно «Ходить перед Богом, чувствовать его рядом с собой».

Третий доклад представил доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета В.Е. Семёнов. «Ценностно-ментальная и религиозно-атеистическая поляризация в современном российском обществе» проанализирована им с точки зрения концепции поляризации Питирима Сорокина с учетом авторских поправок. Российская социальная турбулентность, согласно В.Е. Семенову, приводит не к бинарной поляризации, но к разделению людей на «православно-российский», «просоциально-коллективистский», «либерально-индивидуалистический» и «криминально-клановый» менталитеты, которые сегодня обнаруживают тенденцию к сближению первого со вторым и третьего с четвертым. Кроме того, автор выделил пятый тип – псевдоментальность, которая эклектично сочетает в себе черты других менталитетов. Дальнейшее развитие общества в существенной степени зависит от того, ценности и установки каких менталитетов возобладают при принятии жизненно важных решений.

Чтобы дать участникам возможность переключения внимания и отдыха, в пленарном заседании был сделан небольшой перерыв, во время которого В.В. Сухоруков рассказал о новом портале «Социология религии», расположенного в Интернете по адресу http://sociologyofreligion.ru/ . В настоящее время портал представляет собой организационно и мировоззренчески нейтральный форум для обсуждения религиозной проблематики, ориентированный на специалистов. Администрация сайта готова к конструктивным предложениям со стороны участников и других коллег, небезразличных к социолого-религиоведческому направлению научных исследований.

Продолжая работу пленарного заседания, слово взял ведущий, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ» С.Д. Лебедев, проанализировавший проблему рефлексии религии в образовании. Такая рефлексия связана со стратегией и тактикой социального действия различных институтов и персональных субъектов. По утверждению докладчика, рефлексия в образовании невозможна без соотнесения его миссии в обществе с конкретным школьным контекстом знания, а также имеющимися ресурсами. Современная школа считает религию уважаемым социальным институтом (культурным явлением), о котором учащимся нужно знать объективные факты вкупе со светской оценкой. Но на статус мейнстримной версии религиоведения в средней (и высшей) школе сегодня претендует конфессионально ориентированные религиоведческие дисциплины, что закономерно влечёт конфликты интерпретаций при выборе и освоении такого знания. Необходимо создать и внедрить в образовательную практику социологический модуль, который позволил бы выявлять и оценивать потенциальные проблемы.

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН Р.Н. Лункин представил доклад на тему «Изменение религиозной ситуации в российских регионах в зеркале полевых исследований». Его позиция состоит в том, что обширные анкетные исследования могут не соответствовать соотношению религиозных сил в реальной ситуации. Социальная норма отличается от религиозных представлений респондентов, склонных давать внешне одобряемый ответ по поводу принадлежности к какой-либо конфессии. Тем не менее, докладчик анализирует данные, полученные в ходе осуществления исследовательских проектов «АРЕНА» (атлас религий и национальностей) и «Энциклопедия современной религиозной жизни России» (1998-2012 гг.). Среди полученных результатов следует отметить рост числа православных в направлении с востока на запад России. В докладе Р.Н. Лункина были также специально рассмотрены позиции в регулировании религиозной ситуации руководителей некоторых субъектов РФ, госслужащих-практиков. Игровой автомат Клубнички был создан в 2009 году, и до сих пор пользуется огромной популярностью. Можно играть в фруктовый коктейль онлайн бесплатно, который подробно описан тут fruit-cocktail.net наслаждаясь комфортным геймплеем и собирая призовые комбинации на пяти трехрядных барабанах, с девятью активными линиями. Этот легендарный слот принесет яркие выигрыши и хорошее настроение.

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета Л.И. Григорьева рассказала о ключевых проблемах, с которыми сталкивается социолог-«качественник» при исследовании религии. Начинать такую саморефлексию следует с противостояния качественного и количественного подходов в социологии религии. Массовые опросы – даже при сопоставлении с минюстовскими сведениями о зарегистрированных религиозных организациях – дают лишь поверхностную часть представлений о реальном положении дел. Второй важнейшей проблемой является существенно ограниченное количество религиоведов, сочетающих компетентность и неангажированность. Оба эти качества важны для социолога религии, но они, как правило, находятся в отношении нулевой суммы: лучше всего с конкретной конфессией знаком её последователь – но он, скорее всего, ангажирован, ведь это глубоко личный вопрос. Решить данную проблему, по мнению профессора Григорьевой, можно двумя путями: либо делая исследователя приверженцем изучаемой религии, либо готовя социолога из числа верующих.

После обеда участники разошлись по двум секциям. Первая, под руководством М. Благоевича и С.Д. Лебедева, объединяла выступающих с докладами теоретико-методологического и эмпирико-аналитического характера. Вторая секция, под руководством И.П. Рязанцева и В.Е. Семенова, посвященная кругу вопросов церковного управления в системе социально-экономических отношений, проходила на базе социально-теологического факультета НИУ «БелГУ». В кулуарах конференции царила атмосфера товарищества и интеллектуального удовольствия от состоявшихся дискуссий.

По итогам конференции выпущен сборник материалов (рецензенты И.Г. Каргина и П.А. Ольхов). Организаторы планируют продолжение и развитие совместной работы по исследованию религиозных феноменов в будущем году.


назад

версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [5]:

Комментарии к этой странице:
Сергей Лебедев    23.11.2013
Спасибо Вам за добрые слова и интерес, Елена Николаевна! Ваш С.Л.


Икингрин Елена Николаевна    25.10.2013
Очень интересно было познакомиться с Отчетом о конференции «Социология религии в обществе Позднего Модерна» (г.Белгород) Спасибо!Это хорошая практика.


moderator    23.10.2013
Сергей Дмитриевич, вторая часть текста непостижимым образом теряется при его подготовке к размещению. Подготовили по частям. Вроде бы получилось как нужно.


Сергей Лебедев    23.10.2013
Спасибо Вам! С уважением - Сергей Лебедев и коллеги.


Сергей Лебедев    21.10.2013
Спасибо! Только почему-то половина текста не вместилась... :(((