DHTML JavaScript Menu By Milonic
Новости РОС    


Итоговая информация о конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации»

25-27 сентября 2014 года в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». Среди организаторов Департамент Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, Министерство культуры РТ, Академия наук РТ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институт социологии Российской академии наук, Российское общество социологов, Комитет этнической социологии РОС.

Проведение конференции было приурочено к 45-летию проведения первого репрезентативного этносоциологического исследования в нашей стране (рук. Ю.В. Арутюнян).

Конференция была направлена на обсуждение теоретических и методологических вопросов, обобщение результатов проведенных исследований для их использования при проведении мониторинговых исследований, которые должны будут быть реализованы в субъектах Федерации по решению Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Поэтому в работе конференции приняли участие работники органов власти из республик, областей и муниципалитетов.

В конференции приняло участие около 80 учёных из 20 регионов России, а также из Израиля и Эстонии.

С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан – руководитель Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Александр Михайлович Терентьев, Президент Академии наук РТ Мякзюм Халимулович Салахов, президент Российского общества социологов Валерий Андреевич Мансуров. В приветствии, присланном директором Института социологии РАН Михаилом Константиновичем Горшковым, отмечался позитивный опыт сотрудничества Института социологии РАН и этносоциологов республик и областей РФ в проведении совместных исследований, позволяющих объективно отразить ситуацию в межнациональных отношениях.

На пленарном заседании были заслушаны доклады А.М. Терентьева «О национальной политике в Республике Татарстан», Л.М. Дробижевой «Этносоциологические проблемы в контексте новых вызовов на социально-политическом пространстве», В.И. Мукомеля «Этническая и миграционная политики: федеральный центр и регионы».

В завершении пленарного заседания Валерий Андреевич Мансуров и председатель Комитета этнической социологии РОС Л.М. Дробижева вручили медали РОС наиболее активным и успешно работающим этносоциологам из Татарстана и других субъектов РФ.

Работа конференции проходила в 6 секциях. Участники обсудили вопросы этнической и национально-гражданской идентичности и межэтнических взаимодействий в регионах, этносоциальные и этноязыковые процессы в этнических группах, проблемы интеграции и адаптации мигрантов.

По результатам работы были приняты рекомендации научному сообществу, органам государственной власти и общественным объединениям.

 

 

Всероссийская научно-практическая конференция
«Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Заслушав и обсудив доклады, представленные на конференции «Позитивный опыт мониторинга и регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», участники конференции обращаются к научному сообществу, органам государственной власти и общественным объединениям со следующими рекомендациями:

  1. Усилия научного сообщества, в том числе общественных профессиональных организаций, должны быть направлены на максимальное использование всех механизмов, обеспечивающих укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, на сбалансированное соединение ее с этнической и региональной идентичностью в контексте инновационного развития российского общества;
  2. Исходя из положения Стратегии государственной национальной политики о фиксации внимания на сохранение культурной самобытности и традиций народов многонациональной и многоконфессиональной России, совместная деятельность местных государственных и муниципальных органов, научного сообщества и общественных объединений должны быть направлены на поддержку традиций, которые способствуют свободному развитию и самореализации личности и содействуют сохранению позитивного культурного наследия;
  3. Внимание социологических центров, работающих в сфере межнациональных отношений, обратить на необходимость совершенствования методологии и методики проводимых исследований в целях наиболее адекватного отражения социальной практики и расширения возможностей позитивного взаимодействия с органами государственной власти и управления. С этой целью развивать деятельность Комитета этнической социологии Российского общества социологов в направлении расширения обмена опытом этносоциологических исследований;
  4. Отметить позитивный опыт, накопленный этносоциологами Татарстана по взаимодействию с органами государственного управления, работающими в сфере межнациональных отношений и распространить его в общероссийском масштабе;
  5. Обратить внимание ученых на необходимость усиления внимания к таким направлениям этносоциологических исследований как: изучение этносоциальной структуры, социальной мобильности, социальных аспектов развития общероссийской и этнических культур, этноконфессиональных процессов, адаптации мигрантов в интересах российского социума, других научных направлений, помогающих осознать культурную сложность российского общества и возможности его консолидации. Новыми объектами исследований должны стать и национально-культурные объединения, их интеграционный потенциал для российского общества;
  6. Акцентировать внимание научного сообщества на то, что социальное и культурное развитие русских изучается преимущественно этносоциологами в республиках. Репрезентативных, объективных исследований с целью выявления региональных особенностей развития в районах с доминирующим русским населением проводится недостаточно. Считаем, что необходимо направить усилия для адекватного отражения развития русского народа;
  7. Отметить, что современная этнополитическая ситуация в России ставит перед этносоциологами задачи совершенствования изучения ряда теоретических положений, в том числе о федерализме, самоопределении народов, понимании этнических конфликтов и некоторых других;
  8. Исходя из актуализированности межнациональных отношений между людьми разных национальностей в субъектах Федерации и между принимающим сообществом и прибывающими инокультурными мигрантами, целесообразно довести до сведения региональных органов власти появление новой иммиграционной инфраструктуры и изменение сфер занятости мигрантов в городах с активным миграционным притоком, что требует специального изучения для выявления позитивных сторон и рисков;
  9. В целях совершенствования адаптации мигрантов целесообразно организовать системную работу по налаживанию взаимодействия с регионами их исхода - республиками Российской Федерации и странами СНГ. С этой целью важно разработать и реализовать программу взаимодействия с постоянными представительствами в Российской Федерации республик Северного Кавказа, стран Закавказья и Средней Азии;
  10. В случае возникновения этнической и межконфессиональной напряжённости, подключать к её регулированию официальных уполномоченных представителей республик РФ, стран Закавказья и Средней Азии;
  11. Рекомендовать национально-культурным объединениям и религиозным организациям активизировать взаимодействие с общественными советами при главах регионов, городов, районов в сфере укрепления позитивных этнических и межконфессиональных отношений, использовать результаты научных исследований для адаптации соотечественников, а также профилактики правонарушений и предупреждения этнических и межконфессиональных конфликтов;
  12. Научному сообществу активно содействовать систематическому проведению мероприятий превентивного характера: круглые столы, семинары, конференции, совещания, осуществление социального диалога и согласительных процедур по актуальным для субъектов Федерации вопросам межнационального и межконфессионального взаимодействия;
  13. Инициировать разработку интегративной социокультурной стратегии в деятельности СМИ в рамках взаимодействия государства – общественных институтов – принимающего сообщества – трудовых мигрантов;
  14. Информационную государственную политику считать приоритетной в реализации двусторонней социокультурной адаптации, как приезжающих этнических мигрантов, так и принимающего сообщества;
  15. Содействовать СМИ субъектов РФ в реализации их воспитательной и просветительской функции в качестве приоритетных для осуществления региональной информационной политики, направленной на укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия;
  16. Обратить внимание Министерства образования и науки РФ на необходимость разработки программы специализированной подготовки журналистских кадров, сотрудников информационно-аналитических служб, специализирующихся на этнокультурной и конфессиональной тематике. Рекомендовать шире использовать потенциал национальной журналистики в укреплении этнического и межконфессионального согласия;
  17. Считаем целесообразным разработать Программу постоянно действующих курсов повышения квалификации для журналистских кадров федеральных и региональных СМИ с участием ведущих специалистов по проблемам межкультурной коммуникации, этнологии, этносоциологии, этноконфликтологии с выделением средств из федеральных и региональных бюджетов;
  18. Акцентировать внимание Министерства образования и науки, местных органов власти на необходимости приглашения специалистов-этносоциологов, этнологов для повышения компетенции преподавательского состава в сфере межкультурного взаимодействия в рамках проведения переподготовки и повышения квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений; Всё о технологии NFC на https://devicepay.ru/
  19. Оперативно реагировать на необъективную информацию, претендующую на адекватное отражение этнической и конфессиональной ситуации в России и в российских регионах;
  20. Отметить, что анализ имеющейся информации свидетельствует о необходимости совершенствования системы мониторинга межэтнических и межконфессиональных отношений в регионах и целесообразности формирования интегрированных региональных систем мониторинга с научно обоснованным терминологическим, категориальным аппаратом и индикаторами, сочетающими количественные и качественные показатели, достоверно и своевременно отражающими характер этнических и межконфессиональных отношений, эффективные способы предупреждения конфликтов;
  21. В целях реализации региональными органами власти решений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям об организации мониторинговых исследований широко использовать возможности региональных этносоциологических центров, накопивших большой научно-исследовательский опыт изучения этнических и меконфессиональных отношений и предупреждения и регулирования конфликтов;
  22. Обратить внимание редакций профильных научных журналов на необходимость введения специальных рубрик по этносоциологии для расширения дискуссионной площадки по актуальным темам этнических и межконфессиональных отношений и консолидации российского общества, введения в широкий научный оборот и публичное пространство результатов этносоциологических исследований. Рекомендовать использовать положительный опыт журнала «Социологические исследования» (учредитель Институт социологии РАН), публикующего специальные материалы по этносоциологии в рамках специальной рубрики.

 

Предлагаем Вам также ознакомиться с фотографиями с данной конференции:


назад

версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [0]: