Резолюция Круглого стола 1    

Рекомендации Круглого стола №1 «Социокультурные процессы в северных территориях России»

23 октября 2012 г.

г. Уфа

Круглый стол №1 «Социокультурные процессы в северных территориях России» проведен в рамках IV Очередного Всероссийского социологического конгресса.

На Круглом столе приняли участие социологи, экономисты, философы, географы, психологи, культурологи из г.г. Апатиты, Нижневартовска, Тюмени, Якутска, Улан-Удэ, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы.

Материалы КС-1 опубликованы в электронном виде на сайте Российского общества социологов.

Участники Круглого стола отметили важность изучения социокультурных проблем в пространственном контексте на экстремальном по многим параметрам условий жизнедеятельности Севере России на Всероссийском социологическом конгрессе. Северные субъекты Российской Федерации занимают около 70% территории страны, в них проживают более 25,2 миллиона человек, или 17,8% населения России, отличающихся культурным разнообразием и специфическими проблемами их развития. Хотя субъектами Российской Федерации, полностью или частично отнесенными к северным районам, являются 24 субъекта РФ, Россия не имеет политики в северном измерении, не развивается североведческий аспект в социологических, экономических, юридических, экологических и гуманитарных науках.

Социокультурный подход фиксирует понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, которые представляют собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Междисциплинарные исследования констатируют усиление разрыва между повышением геополитической, социально-экономической значимостью северных территорий России и социокультурными индикаторами в жизнедеятельности северян, в особенности, у коренных народов северных регионов. Численность постоянного населения на Северах стабильно не увеличивается, качество человеческого капитала ухудшается.

Доступность культурных благ ниже общероссийских показателей. Мигрантская коммуникативная среда распространяет неэкологическое мышление, что прослеживается в экстенсивном типе хозяйствования, расточительном отношении к земельным, водным, лесным ресурсам и в асоциальных отношениях.

В связи с глобальными изменениями климата Земли и устойчивой нестабильностью природных явлений возник так называемый арктический вызов. Он сопровождается ресурсным голодом в человеческом потреблении, утоление которого возможно только благодаря извлечению невозобновляемых ресурсов арктических территорий.

На северных территориях риск является неотъемлемой характеристикой социального пространства. Чрезвычайно быстро развиваются политические риски (новый виток конфронтации за передел планетарных ресурсов, начинающаяся «гонка» арктических вооружений); экологические риски (катализация необратимых экологических изменений, чрезмерные техногенные нагрузки); социальные и цивилизационные риски (разрушение среды обитания и этнокультурной идентичности коренных народов Севера).

Нерационально используется человеческий потенциал на Северах, что прослеживается в отсутствии понимания человеческого капитала как системного показателя, в неэффективной политике в отношении инвестиционного кредитования инициатив в малом предпринимательстве, в слабой социальной ориентированности и ответственности крупного бизнеса. Уровень жизни значительной части сельского населения северных и арктических районов остается низким или крайне низким. Коренные народы Российского Севера, ведущие традиционный образ жизни, находятся на грани вымирания в отличие от сородичей в других арктических странах. Каждый четвертый опрошенный ориентирован на выезд из Северов из-за невозможности получить образование, низкой зарплаты и в связи с выходом на пенсию.

Круглый стол выносит следующие рекомендации:

1. Необходимо формирование единой стратегии северных стран и разработки долгосрочного планирования развития Российского Севера, что предполагает в первую очередь восстановление и развитие научно-образовательной инфраструктуры в северных территориях и консолидации усилий гражданского сообщества жителей Севера, учет социального фактора при планировании развития и размещения производительных сил, вопросов социальной урбанистики, архитектурно-строительного проектирования и т. д. на основе обживания северных территорий.

2. Ускорить разработку федеральной климатической политики, стратегии и механизмы ее реализации в северных территориях.

3. В государственной политике в северном измерении обеспечить федеральные гарантии повышения уровня жизни населения, осуществление грамотной экономической политики государства с

целью повышения благосостояния трудоспособного населения; оказание адресной социальной помощи особо нуждающимся категориям граждан (т. н. «социальный контракт»), повышение качества жизни и укрепление северной семьи.

4. Необходимо сохранить и развивать расположенные на северных территориях профессиональные образовательные учреждения, увеличить количество бюджетных мест по приоритетным для экономики и культуры северных поселений профессиям.

5. Развивать новое отношение как к образу жизни коренных народов, к аборигенным видам домашнего скотоводства - оленю, корове и лошади - как к культурной ценности, а не только как к экономической категории.

6. Формирование подлинно страховых институтов обязательного социального страхования (пенсионного, медицинского, от несчастных ,', случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, по безработице). Создать систему обязательного страхования работодателями здоровья людей, приехавших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

7. В связи с глобальными изменениями климата в Арктике пересмотреть строительные нормы, правила страхования, стоимость прокладки и содержания дорог, транспорта, системы отопления и все нормы содержания социальной инфраструктуры на местах залегания многолетней мерзлоты.

8. Вернуться к вопросу о проведении социального аудита муниципальных образований, органов государственной службы при разработке стратегии развития северных территорий.

9. Необходимо найти индикаторы для измерения ответственности государства, чиновников, бизнеса и человека перед обществом; индекс учета мнений социологов и населения властью.


версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [0]: