Резолюция Круглого стола 25    

IV Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие»

Круглый стол №25. Профессиональное образование и рынок труда

Ведущая: Харченко Ирина Игоревна, к.с.н., Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск.

Секретарь: Новикова Юлия Олеговна, инженер ИЭОПП СО РАН, г. Новосибирск.

Заседание круглого стола проходило в Институте развития образования Республики Башкортостан 23.10.12 с 14-30 до 18-00. В работе круглого стола приняло участие 25 человек, было заслушано 6 докладов, обсуждаемых участниками в ходе дискуссии. Активное участие в обсуждении обозначенных проблем и выявленных тенденций помимо участников конгресса принимали проректор по научно-методической работе ИРО РБ Лилия Фатиховна Шакурова и заведующая кафедрой Лилия Александровна Котельникова, а также методисты и слушатели Института развития образования.

В ходе заседания были обсуждены следующие темы. Хозяева рассказали о работе Института развития образования РБ, его значении для реализации политики развития и модернизации системы школьного образования в Башкортостане, его масштабной деятельности по повышению квалификации и переподготовке учителей города и села, благодаря чему, в частности, удалось массово внедрить в учебный процесс информационные технологии.

Далее в формате дискуссии обсуждались последние тенденции в системе образования, связанные с непоследовательной политикой правительства РФ и региональных правительств/администраций (современная и востребованная ориентация на развитие и модернизацию вступает в противоречие с политикой финансовой и структурной «оптимизации» в образовании, и др.). Обсуждались последствия демографического спада, отражающегося на снижении численности выпускников школ, абитуриентов, снижении приема студентов в учреждения профессионального образования всех уровней. Ставился вопрос о невозможности достижения такого общемирового ориентира как переход на непрерывное образование («образование в течение жизни») в условиях снижения доступности базового образования для молодежи, в частности из-за закрытия учреждений начального профессионального образования и сельских школ, коснувшегося большинства регионов РФ.

Обсуждались образовательные стандарты нового поколения в общеобразовательных школах и их недостатки. В частности, снижение требований к результату проектной или исследовательской деятельности учащихся (достаточно будет условной, «учебной» новизны). Активно обсуждались противоречия в сфере взаимодействия системы образования и рынка труда: профессиональная структура студенчества ВУЗов и ССУЗов, распределение их по уровням подготовки не соответствует структуре вакансий на рынке труда и рабочих мест в экономике.

Рассматривалась тема дополнительного профессионального образования (ДПО), структура его учреждений, современные формы, темпы и масштабы роста. Обсуждалась также его роль в сглаживании диспропорций рынка труда, формировании востребованных рынком труда компетенций, в удовлетворении потребности повышения квалификации и профессиональной переподготовки трудоспособного населения. Отмечалось, что несмотря на бурное развитие отечественного рынка услуг ДПО сохраняется проблема низкого охвата трудоспособного населения дополнительным образованием. Частично проблемы системы ДПО сродни проблемам системы формального образования - значительная часть курсов и программ ориентируется на потребности населения, и соответственно полученные компетенции и квалификации не всегда востребованы рынком труда. На примере включения молодых специалистов в повседневную работу научных школ обсуждался вопрос разнообразия форм дополнительного образования, которое не обязательно проходит в организованных формах. Однако поднималась проблема, что и для научных специалистов организованные формы повышения квалификации могут быть очень полезны, и их надо развивать. Два доклада были посвящены растущим (либо стабильно высоким) потребностям разных групп трудоспособного населения в продолжении образования, особой востребованности высшего и второго высшего образования и курсов/программ ДПО. Здесь также отмечалось противоречие, что выявленные образовательные потребности заметно превосходят реальную вовлеченность трудоспособного населения в продолжение образования, в том числе в системе ДПО.

Благодарим Институт развития образования РБ за организацию круглого стола «Профессиональное образование и рынок труда» и радушный прием в столице Республики Башкортостан г.Уфе участников IV Всероссийского социологического конгресса.

Ведущая КС 25, Харченко И.И.

Секретарь КС25, Новикова Ю.О.

 

Фотоотчет, подробный список участников и докладов прошедшего круглого стола, и некоторую другую информацию можно найти здесь


версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [0]: