История вопроса:
Первым пунктом повестки дня стоял вопрос «О состоянии и мерах по улучшению социологического образования в вузах России».
На этапе подготовки к данному заседанию при помощи коллег из различных Региональных отделений РОС была собрана информация о текущем состоянии социологического образования в их регионах: Алтайском крае, Архангельской области, Воронежской области (1, 2), Забайкальском крае, Иркутской области, Костромской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Омской области, Орловской области, Пермском крае, Приморском крае, Самарской области, Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Крым, Республике Татарстан (1, 2), Республике Тыва, Тульской области, Тюменской области, Ульяновской области, Чеченской республике и Чувашской республике. Также в процессе подготовки к заседанию от коллег была получена общая информация о приеме абитуриентов в российские вузы на социологические направления и ситуации с приемом в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах.
Непосредственно перед заседанием было распространено письмо Президента РОС В.А. Мансурова по итогам проделанной подготовительной работы (скачать).
Открывая заседание Президент РОС В.А. Мансуров поздравил присутствующих коллег с Днем российской науки и кратко рассказал о том, что послужило поводом к вынесению на обсуждение этого вопроса, а именно недавнее исключение социологии из обязательного образовательного государственного стандарта (списка обязательных к преподаванию дисциплин), первые попытки которого предпринимались еще в начале 2000-х годов, что негативно повлияло на качество социологического образования в России.
Далее Первый федеральный вице-президент РОС М.Ф. Черныш рассказал как в позднее советское и раннее российское время социология сначала пережила рост популярности в связи с наметившейся в то время необходимостью развития социально-гуманитарного знания, а позже – спад из-за наметившегося общего кризиса науки и укрепившегося в общественном сознании неверного понимания социологии исключительно как изучения общественного мнения и, в меньшей степени, маркетинговых (все чаще также называемых «социологическими») исследований, но не как науки об обществе.
Затем выступил Первый федеральный вице-президент РОС, заместитель председателя ФУМО «Социология и социальная работа» А.Ю. Чепуренко, который в своем докладе опроверг мнение, что качество социологического образования ухудшилось и обосновал возможность исключения социологии из обязательного госстандарта и отказа от ее преподавания по желанию вузов, особенно непрофильных, а также представил свою точку зрения по вопросам что хорошо и что плохо в нынешней системе преподавания социологии, каких положительных изменений следует ожидать в ближайшем будущем и что для этого может сделать РОС.
С сообщениями о ситуации с социологическим образованием в своих вузах выступили В.П. Мохов, В.В. Левченко и В.А. Бурко (все – ПНИПУ), С.А. Губина и Г.И. Козырев (оба – РХТУ им. Д.И. Менделеева), Г.Г. Силласте (Финансовый университет при Правительстве РФ), З.И. Иванова (Московский государственный строительный университет) и Ж.Т. Тощенко (РГГУ).
Параллельно с вышеозначенными докладами и сообщениями демонстрировалась презентация с данными о положении социологии и социологического образования в различных регионах и субъектах РФ, полученными из Региональных отделений РОС.
По результатам обсуждения вопроса был принят Проект Постановления Заседания Президиума Российского общества социологов о положении социологии в системе высшего образования РФ, а также создана рабочая группа по доработке данного Проекта в составе М.Ф. Черныша, Г.Е. Зборовского и В.Г. Немировского.
В тот же день данные документы были опубликованы на сайте Санкт-Петербургской ассоциации социологов.
17 апреля 2017 года они были опубликованы на сайте Социологического института РАН.
Уважаемые руководители Региональных отделений РОС, Вице-президенты РОС, члены РОС и все заинтересованные лица!
Российское общество социологов продолжает мониторинг за состоянием социологического образования в российских вузах и разработку мер по его улучшению.
Просим Вас направлять материалы о состоянии социологического обучения в Ваших регионах, городах, вузах и т.д. с информацией, где и сколько существует, а также открыто или закрыто учебных подразделений:
Кроме того, приглашаем Вас к дискуссии на тему состояния и мер по улучшению социологического образования в вузах РФ.