Секция №13 «Математическое образование социологов»


Заседание секции «Математическое образование социологов» Всероссийской социологической конференции «Образование и общество» (20-22 октября 2009 года, Москва) состоялось 21 октября.

К сожалению, не все участники смогли приехать на Конференцию и сделать доклад по заявленным тезисам. В ходе работы секции было сделано 7 докладов, каждый из которых вызвал активный интерес слушателей:  задавались вопросы, делались комментарии, после некоторых докладов складывались довольно продолжительные дискуссии.

Было предложено несколько интересных форм измерения остаточных знаний у студентов 1 курса магистратуры. Автор доклада рассказал о процессе контроля, о возникающих при этом трудностях, о  наиболее интересных результатах. Обсуждалась  идея того, как по результатам проверки студентам могут быть предложены определенные курсы по выбору или адаптационные дисциплины.
Автору были заданы интересные вопросы, в ходе дискуссии коллеги договорились о совместных действиях по созданию банка заданий для таких процедур проверки студентов.

К основным задачам преподавания методов студентам-социологам автор относит донесение до сознания студента мысль, что за каждым методом стоит определенная модель. Доклад также вызвал большой интерес слушателей, так как  вопрос о том, как именно доносить до сознания студента  содержательную сущность моделей, «заложенных» в математических  алгоритмах,   в том или ином виде вставал практически перед каждым слушателем.

Автор рассказал о принятой в США  системе обучения студентов-социологов  математике, в частности, математической социологии. Основная идея выступления состояла в следующем. В обучении необходимо соблюдать неразрывность теории и практики, набор преподаваемых дисциплин должен быть гораздо шире, чем это имеет место  в России в настоящее время, необходимо перестраивать существующую систему преподавания математики социологам, с учетом передового международного опыта. Слушатели бурно реагировали,  указывая на ряд факторов (недостаточная школьная подготовка по математике абитуриентов, чрезмерная загруженность преподавателей, что затрудняет научно-исследовательскую работу, недостаточная оплата преподавательского труда и ряд других проблем), которые имеют системный характер и мешают российским вузам следовать американскому примеру.

Автор указала на существенные  различия  в восприятии разных разделов математики мальчиками и девочками. Девочки хуже осваивают темы, связанные с пространственным воображением. Выход из положения автор видит в том, чтобы преподавать математику в ВУЗе с использованием большего количества наглядных пособий. Слушатели остались неудовлетворенными теми доказательствами, которыми докладчица подтвердила основной тезис о гендерных различиях восприятия математики. Осталось неясным также, как обеспечивать наглядность в процессе преподавания, скажем,  анализа данных.

Доклад был посвящен обсуждению  возможности изучения усвоения материала той или иной математической дисциплины  на основе анализа результатов написания студентом экзаменационной работы. Был представлен своеобразный метод  оценки качества  выполнения экзаменационного задания,  с целью нахождения связанных групп заданий, решенных или не решенных определенной группой студентов. 

Автор предложил несколько очень актуальных для социологии методов  изучения связи между переменными на основе рассмотрения номинальных переменных как внешние факторов, определяющих  группировку объектов для последующего множественного сравнения  значений  интервальных переменных для разных выделенных групп.

Автор говорил о проблеме научения студентов формализовывать окружающую социальную реальность. Затронул общие проблемы преподавания, в частности, мотивацию студентов. Доклад был выслушан с большим интересом.  

В целом, работа секции была очень интересной и насыщенной. Разгорались бурные дискуссии о способах эффективного преподавания математики социологам, использования положительного зарубежного опыта, продолжавшиеся и после заседания. Это говорит об актуальности вопросов, затронутых в секционных докладах, в частности, о существующих проблемах с математическим образованием социологов в России.

Одним из основных выводов, который можно сделать по итогам работы секции, является то, что и слушатели,  и докладчики неоднократно  высказывали  желание повышать не только качество преподавания математических курсов студентам-социологам, но и свою квалификацию в рамках преподаваемой дисциплины или смежных с ней. Несколько раз были озвучены прямые запросы на организацию выездной школы или семинара с целью дополнительного образования преподавателей «методных» предметов будущим социологам.

Руководитель секции Ю.Н.Толстова, заседание вела Т.Е.Хавенсон.

Давыдов А.А. Открытые проблемы математической теории систем.  

Поводом к написанию критической заметки явились выступления и дискуссии участников секции «Математическое образование социологов». Выступления участников и дискуссии показали, что с математической подготовкой российских социологов не все благополучно, в частности, в области доказательства математических теорем в рамках математической теории социальных систем.

Прочитать заметку можно здесь

Список тезисов докладов секции

Полные тексты докладов



полная версия страницы

©2009-2010. Российское общество социологов (https://www.ssa-rss.ru.ru)