Резолюция Секций 26, 32 и Круглых столов 13, 16, 29


Протокол и резолюция заседания Секций 26, 32, Круглых столов 13, 16, 29
IV Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие».

Дата и место проведения: 24 октября 2012 г., г. Уфа, Уфимский государственный университет экономики и сервиса.

В рамках проведённого конгресса были представлены две секции:

Секция 26. Социология предпринимательства в России.

Председатель: Чепуренко А.Ю., д.э.н., проф., НИУ ВШЭ.

С докладами выступили:

Чепуренко А.Ю., д.э.н., проф., научный руководитель НУЛ исследований предпринимательства НИУ ВШЭ «Что представляет собой предпринимательство в России и какой должна быть политика в отношении предпринимательства?»

Рассмотрены пути развития производительного предпринимательства и политика поддержки предпринимательства в России возможности государства.

Васянин М.С., Пензенский государственный университет «Ценности предпринимательства в жизни российского общества».

Шайхутдинова Г.Ф. «Социальные аспекты предпринимательства»

и другие.

Секция 32. Социология финансового поведения населения.

С докладами выступили:

Халина Н.В., преподаватель НИУ ВШЭ «Электронные деньги в современной России: критерии пользования различными видами платежей».

Дано определение понятия «электронные деньги», отличие от бумажных денег, результаты исследования пользования различными видами электронных денег, критерии сравнения банковских карт и электронных платёжных систем.

Задорин И.В., ген. дир. ООО «Фирма АДАПТ» «Мониторинг финансовой активности населения России 2000 – 2012».

Ибрагимова Д.Х., доцент «Кто управляет деньгами в российских семьях».

Рассмотрено распределение систем управления финансами в российских семьях, факторы выбора систем управления семейными финансами, эффект социализации.

Кузина О.Е., доцент, Государственный Университет – Высшая школа экономики «Динамика финансовой грамотности россиян в 2008 – 2010 гг.»

Проходили заседания трёх круглых столов:

Круглый стол 13. Социология производства и потребления услуг.

Участники дискуссии: Добрин К.Ю., Максимова А.С., Хасанова Ю.В., Елисеева И.И., Горбунова М.Ю. и другие.

Круглый стол 16. Становление предпринимательского сообщества как части гражданского общества.

Участники дискуссии: Маликов Р.И. д.э.н., проф., дир. Института экономики и управления, Сабирова Р.Р., Мицек С.А. декан факультета бизнеса и управления НОУВПО г. Екатеринбург, Зулькарнай И.У. зав. сектором Института соц.-эк. Исслед. Уф. Научного Центра РАН и другие.

Круглый стол 29. Драйверы развития предпринимательства в регионах.

Участники дискуссии: Солодилова Н.З. И.о. ректора УГУЭС, д.э.н., проф., Маликов Р.И. д.э.н., проф., дир. Института экономики и управления, Зулькарнай И.У. зав. сектором Института соц.-эк. Исслед. Уф. Научного Центра РАН, Асаул А.Н. д.э.н., проф. и другие.

В принятой по итогам работы резолюции объединенного заседания Секции 26 «Социология предпринимательства в России», Секции 32 «Социология финансового поведения населения», Круглого стола 13 «Социология производства и потребления услуг», Круглого стола 16 «Становление предпринимательского сообщества как части гражданского общества», Круглого стола 29 «Драйверы развития предпринимательства в регионах» отмечается, что роль стартового предпринимательства в создании рабочих мест и росте экономики сильно преувеличена. Вкладывая средства в поддержку любого нового предприятия, государство использует ресурсы не самым эффективным образом, в структурно застойных регионах и моногородах политика поддержки самозанятости и не должна рассматриваться как форма стимулирования бизнес-активности, а лишь как инструмент социальной политики, позволяющий временно смягчать наиболее острые и болезненные перекосы на рынке труда.

Государственным структурам, отвечающим за поддержку инновационного предпринимательства, следует довериться оценкам венчурных капиталистов и бизнес-ангелов и софинансировать их вложения либо создать условия для того, чтобы они могли привлекать заемный капитал на длительный период на достаточно льготных условиях.

Государству следует проводить содействие инновационному предпринимательству через:

- поддержку венчурной индустрии путем создания условий не просто для поддержки отдельных проектов, но для выращивания альянсов фирм и формирования высокотехнологичных кластеров;

- установления правил игры и прозрачных механизмов их применения – в области налогообложения, доступа к физической и энергетической инфраструктуре , обеспечения надежности денежно- финансовая и фискальной системы их направленности не на быстрый отъем ресурсов у малых предпринимателей, а на достижения компромисса между задачами развития бизнеса и наполнения государственной казны

- достижения максимально простоты и понятности системы администрирования (регистрация, лицензирование, сертификация и проч.), которая не угнетает бизнес. В результате - выстраивание прочной и надежной, а главное – предсказуемо действующей системы институтов, благодаря чему снижаются транзакционные издержки и открываются более широкие горизонты планирования хозяйственной деятельности для любого предпринимателя и для каждой предпринимательской фирмы.

В условиях неблагоприятного для производительного предпринимательства социально-экономического устройства некоторые действия государства, которые в уже сложившейся эффективной рыночной экономике являются стандартными средствами поддержки частного предпринимательства, – например, приватизация государственного имущества или стимулирование государственного заказа и государственных закупок – в специфических российских условиях приводят лишь к еще большему усилению рыночной власти непроизводительного предпринимательства, тесно сросшегося с государственной бюрократией, и к дальнейшей маргинализации предпринимательства производительного.

Необходимо формирование предпринимательского этоса (через поддержку и продвижение «лучшего опыта» – по типу в формирования и поддержки в СССР образов «маяков производства»), выстраивая технологические коридоры (для того, чтобы предпринимательские проекты с высокой добавленной стоимостью становились наиболее прибыльными) и создавая условия для развития выставочно-ярмарочной деятельности (России остро необходимы площадки для формирования и развития практики суб-контрактации между предпринимательскими фирмами разных размеров, отраслей, регионов).

Для того чтобы стандартный, доказавший свою эффективность в десятках зарубежных стран набор мер и механизмов поддержки производительного предпринимательства мог с успехом работать на подъем предпринимательства в России, необходимы объединенные усилия – производительного предпринимательства, гражданского общества и способной возвыситься над сиюминутными рентными интересами части государственного аппарата, – направленные на опережающую глубинную модернизацию и общества, и государственного аппарата.



полная версия страницы

©2009-2010. Российское общество социологов (https://www.ssa-rss.ru.ru)