Резолюция
Круглого стола «Социализация детей, молодежи и подростков».
«Социологическое обеспечение региональной молодежной политики»
23 октября 2012 года, г. Уфа
В работе круглого стола приняли участие 40 человек из 4 регионов.
Целью проведения круглого стола явилось обсуждение представленных докладов, обобщение высказанных научных позиций.
Рассмотрев современное состояние и тенденции развития теории социализации, участники круглого стола определили, что в настоящее время термин «социализация» прочно вошел в науку и практику, несмотря на то, в его использовании существуют определенные разночтения. Сегодняшний подход к пониманию такого значимого для общества феномена как «социализация» требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность, а учитывать обратную связь.
Участники круглого стола отметили, что современная российская молодежь зачастую имеет интересы, отличные от общественно-государственных, и предлагает свои варианты их достижения. Законодательная база и законотворчество в области молодежной политики существенно отстают от социальной практики.
Участники круглого стола констатировали:
В настоящее время отсутствует единая законодательная, организационная, информационная, научная база широкого применения такого эффективного метода, стимулирующего раннюю социализацию подростков, как профессиональная ориентация, что не позволяет выработать тактику и стратегию профессионального выбора молодежи.
В связи с этим необходимо разработать и утвердить общегосударственную программу профориентации подростков.
Отмечена необходимость признания за молодежью инновационной миссии, расширения возможностей для реализации ею инновационных идей, представления ей прав участия в независимой экспертизе принимаемых социальных проектов и государственных решений.
Необходимо создавать условия востребованности обществом интеллектуального ресурса молодежи, одновременно предполагающие повышение ее ответственности за принятие решений по своим действиям.
В настоящее время существует общественная потребность в активизации деятельности молодежи, но отсутствуют возможности для реализации ею молодежного потенциала. Необходимы меры, направленные на преодоление отчуждения молодых людей от государства и общества в целом.
В сфере молодежной политики с целью развития кадрового потенциала представляется желательной разработка надежных критериев оценки эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка инновационных программ, учебно-рабочих мест для кадров новых специализаций.
Роль родителя в современном российском обществе требует новых знаний, умений и навыков по компетентному решению вопросов, связанных со здоровьем ребенка, его физическим, интеллектуальным и творческим развитием и образованием. Организация просветительской работы с родителем позволяет избежать ошибок в семейном воспитании. Просвещение родителей должно носить конкретно-личностный характер и производиться в направлениях накопления педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей и самовоспитания (саморазвития) родителей.
Образовательный заказ разных типов семей имеет свою специфику. Система психолого-педагогического просвещения родителей должна выстраиваться с учетом специфики образовательного заказа семей разных типов.
В числе социальных рисков, проявляющихся в процессе социализации в современном обществе, выделяют отсутствие четкой стратегии молодежной политики; поддержки детских, подростковых и юношеских общественных объединений, направленных на решение задач личностного самоопределения и формирования идентичности молодежи; кризис семьи как института социализации, неэффективное выполнение семьей функции социализации и индивидуализации личности ребенка; феномен ранней коммерциализации подростков, обсулавливающий рост нарушений морального и нравственного развития подростков; риск нарастания их агрессивного поведения.
Участники круглого стола рекомендуют:
- усилить координирующую роль органов по делам молодежи в деятельности институциональных структур, направленную на решение социальных проблем молодежи.