Сессии    

1. Образование и рынок труда: социальное поведение молодежи
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Соответствие функционирования образовательной сферы, потребностей рынка труда и социального поведения молодежи;
  2. Привлекательность профессий: престиж, общественная значимость, материальное вознаграждение;
  3. Ориентации молодежи на уровни образования: динамика десятилетия;
  4. Демографическая ситуация и конкурс в образовательные организации;
  5. Прогнозирование спроса и предложения на рынке труда для потребностей профориентационной работы;
  6. Устремления, планы и реальность: формирование образовательных и профессиональных траекторий в социальных группах молодежи;
  7. Факторы успешности в сфере образования и на рынке труда;
  8. Региональные особенности трудоустройства и молодежной безработицы.

2. Социальная безопасность в эпоху цифровизации
Влияние цифровых технологий на повседневную жизнь человека с каждым годом усиливается. Эффект от цифровизации (процесс, в ходе которого компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, начиная от изобретательства и заканчивая потреблением) ожидается не только в экономической (рост производительности труда, количества рабочих мест в смежных отраслях, ускорение темпов развития малого и среднего бизнеса), но и в социальной (снижение уровня бедности, стоимости массового образования, негативного влияния на окружающую среду; сокращение уровня преступности; повышение доступности и качества медицинского обслуживания и др.) сферах общества. Однако, несмотря на декларируемые в перспективе положительные эффекты, имеются сомнения в достижении быстрых и качественных изменений в российском обществе.
Объектом социальной безопасности традиционно выступают социальные общности и отношения между ними, слои, группы, личность, а также жизненно важные права и свободы в социальной сфере. По мере изменения условий развития общества в условиях процесса цифровизации субъекты и объекты социальной безопасности могут меняться.
На секции планируется заслушать доклады и обсудить проблемы современного общества по следующим направлениям:

  1. Цифровое преобразование общества в футуристической перспективе;
  2. Цифровое неравенство российских регионов как угроза социальной безопасности;
  3. Достойный труд в условиях цифровизации России: мечты и реальность на грани выживания;
  4. Цифровизация сознания и культуры в контексте социальной безопасности;
  5. Отцы и дети: цифровой конфликт поколений;
  6. Молодежь в сетевом обществе: виртуальное и материальное;
  7. Социальный контроль в обществе потребления как условие обеспечения безопасности населения;
  8. Цифровизация преступности как угроза национальной безопасности.

3. Субъективное благополучие в России и ее регионах
На секции планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Теоретические и подходы к исследованию субъективного благополучия;
  2. Методики измерения субъективного благополучия;
  3. Сравнительный анализ субъективного благополучия в России и других странах мира;
  4. Динамика субъективного благополучия в России;
  5. Сравнительный анализ субъективного благополучия в различных регионах РФ;
  6. Потенциал роста субъективного благополучия в России;
  7. Взаимосвязь между субъективным благополучием, ценностями и социальным капиталом.

4. Социальные основания «консервативного поворота» в Европе и России (на материалах кросс-страновых опросов)
Данная сессия посвящена изучению недавнего всплеска консервативных настроений, в Европе и России, которые мы связываем с изменением определенных ценностей и аттитьюдов, исследуемых на материалах кросс-страновых опросов (Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей/ Европейского социального исследования). В фокусе сессии – консерватизм, патриотизм, отношения к мигрантам, феномен ценностной поляризации.
На сессии предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Ценностная поляризация в Европе и ее политические последствия;
  2. Влияние роста патриотизма на оценку работы политических институтов по материалам опроса VII волны Всемирного исследования ценностей;
  3. Трансформация отношения к мигрантам в России по материалам Европейского исследования ценностей/ Всемирного исследования ценностей c 1990 по 2017 г.;
  4. Консервативный поворот в России после 2012 года: по материалам Европейского социального исследования;
  5. Моральные и политические установки молодых россиян по материалам EVS, 2008-2017.

5. Становление отечественной социологии управления и организаций: актуальные проблемы теории и практики
На специальной Сессии Российского общества социологов (РОС) предполагается обсуждение следующих тем/ проблем:

  1. Состояние и перспективы социологии управления и организаций как учебной и научно-исследовательской дисциплины: оценка ее статуса в науке об обществе, проблема выработки общих требований с позиций ВАК;
  2. О проблемном поле, предметной области и методах исследований в отечественной социологии управления и организаций: экспертные оценки достижений и нерешенных вопросов (в монографиях и других публикациях);
  3. Актуальные направления и опыт социологических исследований проблем управления и организаций в контексте реализации 12-ти «прорывных» проектов в регионах/ субъектах РФ;
  4. Социальная инженерия и вопросы цифровизации «обратной связи» в отечественных и зарубежных системах с управлением;
  5. Семиосоциопсихологическая парадигма в исследовании проблем социологии управления и организаций;
  6. Институционализация социологии управления и организаций в учебной, научно-исследовательской и других практиках, обусловленная остротой решения проблем стратегического развития РФ и ее регионов (тема для обсуждения в формате «Круглого стола»).

6. Эпистемологические вопросы социологического знания

Секция ставит вопросы развития социологического знания в современном контексте: социологическое знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Изучается насколько познавательный и исследовательский потенциал современной социологии может быть расширен и углублен за счет обращения к эпистемологическим проблемам - ценностям, предпосылочным формам знания, различным типам коммуникаций. Проблемы конструктивистских подходов. Каковы современные проблемы субъектно-объектных отношений? Обсуждаются концепции субъектности в познании от Канта до современности, тренд на снижение уровня абстракции субъекта и объекта в социологии.
Как конституируется знание в современном контексте? Что мы можем познать, какими способами, какие знания мы получаем, валидно ли наше знание? Каковы развитие и судьба различных отраслей социального познания – позитивизма, интепретивизма и критического реализма; какие из методологических и эпистемологических проблем марксизма, и других больших теорий остаются значимы для современной социологии и социально-гуманитарных наук.

7. Помним, гордимся: молодежь России о Великой Отечественной войне и патриотическое воспитание молодежи
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Ментальность и культурная память народа;
  2. Молодежь России о событиях и последствиях Великой Отечественной войны;
  3. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной молодежи;
  4. Историческая память и конструирование национальной идентичности;
  5. Тыл и фронт: воспоминания современников Великой Отечественной войны;
  6. История Великой Отечественной войны в зеркале устной истории: повседневные аспекты нарративов. Oral history как направление и как метод изучения истории Великой Отечественной войны;
  7. Семейный архив и история малой родины. Бессмертный полк. «Места памяти» на карте России. Проблема сохранения памятников;
  8. Ценности патриотизма в контексте проблем социализации молодежи: опыт различных социальных институтов;
  9. Пропаганда патриотизма в молодежной аудитории: к проблеме генезиса традиции (опыт использования материалов по Великой Отечественной войне в преподавании гуманитарных дисциплин, участие студентов в опросе по Великой Отечественной войне, художественная литература в системе патриотического воспитания, подготовка научных публикаций и т. д.);
  10. Забвение: вандализм по отношению к памятным местам, наградам. Черные копатели;
  11. Деятельный потенциал культурной памяти учащейся молодежи: участие в эстафете добрых дел, творческие работы студентов;
  12. Опыт Российского общества социологов по изучению отношения студенчества страны к событиям Великой Отечественной войны. Роль социологических исследований в патриотическом воспитании.

8. Развитие и реализация человеческого потенциала в регионах России
На секции предполагается обсуждение следующих тем и проблем.

  1. Национальные проекты и актуальные проблемы развития человеческого потенциала в России;
  2. Проблемы развития, воспроизводства и реализации человеческого капитала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
  3. Региональный опыт, инструменты и механизмы управления человеческим потенциалом и эффективностью его реализации;
  4. Опыт зарубежных стран в области накопления и реализации человеческого потенциала;
  5. Социологические подходы к анализу, измерению и оценке человеческого потенциала (структура, уровни, индикаторы и т.д.);
  6. Человеческий потенциал и ценностно-мировоззренческие установки населения, социальный капитал;
  7. Проблемы мониторинга процессов накопления и реализации (использования) человеческого потенциала на национальном, региональном и субрегиональном уровнях;
  8. Человеческий потенциал и социальное неравенство (социально-экономические, социально-трудовые, демографические, территориально-пространственные и другие аспекты);
  9. Человеческий потенциал и человеческий капитал: общее и особенное;
  10. Роль социальных институтов в развитии и реализации человеческого потенциала.

9. Управление и самоуправление в городах и регионах России: проблемы, реформы, социальные технологии
На сессии планируется обсудить следующие проблемы:

  1. «Стратегическое планирование» и самоуправление;
  2. Управление и самоуправление в городах и регионах и вертикализация власти;
  3. Социальная диагностика и социальные технологии: проблемы качества инструментария.

10. Сообщество профессиональных социологов: Дезурбанизационная миграция в России и развитие человеческого капитала на малых территориях
Обсуждаются проблемы развития и перспективы внегородских территорий РФ, состояние сельских поселений и малых городов. Презентуются и анализируются результаты многолетних исследований этих процессов, проводившихся междисциплинарным коллективом Угорского проекта по грантам РФФИ и РНФ.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Теоретическая концепция дезурбанизации. Жизнь после города и ее инварианты. Общество потребления и его альтернативы;
  2. Человеческий капитал во внегородских пространствах России;
  3. Экология, природопользование как факторы;
  4. Движение «дальних дач»: социология, социальная география, демография;
  5. Панорама экологических поселений;
  6. Историческая память в контексте дезурбанизация. Восстановленные усадьбы как драйверы внегородского развития;
  7. Экономика знаний и образование вне города. Концепции, проекты и практики;
  8. Дезурбанизация: модернизация и/ или архаизация.

версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [0]: