Круглые столы    

1. Образование как ресурс сохранения и развития социальной общности людей «третьего возраста»
На «круглом столе» планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Образование как актив старшего поколения россиян;
  2. Цели образования для людей «третьего возраста»;
  3. Профессиональное образование для людей «третьего возраста»;
  4. Образовательные потребности и стратегии «серебряной общности»;
  5. Потенциал и возможности российского образования для создания системы «серебряного образования»;
  6. Готовность государства, бизнеса, некоммерческих организаций участвовать в решении проблемы образования для «серебряной общности»;
  7. «Серебряное образование» и «серебряный» рынок труда: противоречия и взаимосвязи;
  8. Социальные технологии формирования общественного мнения в отношении образовательного потенциала людей «третьего возраста».

2. В поисках доверия и солидарности в вузах российских регионов
На «круглом столе» планируется обсудить следующие проблемы:

  1. Доверие в высшем образовании как социологическая проблема;
  2. Как превратить доверие в нематериальный актив развития высшей школы в российских регионах;
  3. Проблема измерения доверия в сфере высшего образования;
  4. Человеческий капитал и доверие в вузе;
  5. Культура доверия в высшем образовании;
  6. Доверие как проблема качества высшего образования;
  7. Доверие родительского сообщества к высшему образованию;
  8. Кризис доверия в высшем образовании;
  9. Доверие и бюрократия в вузах.

3. Технологии управления конфликтами
На круглом столе предполагается обсуждение следующих тем/ проблем:

  1. Содержательно-генетическая связь между теорией и практикой управления конфликтами;
  2. Технологичность и предметность подготовки конфликтологов в вузах;
  3. Предметное содержание и межпредметные связи в конфликтологии.

4. Развитие профессионального сообщества социологов и межпоколенческое взаимодействие
На протяжении истории отечественной социологии профессиональное сообщество было слабым, фрагментированным, а механизмы межпоколенческой преемственности не работали или давали сбои. В позднесоветский период молодое профессиональное сообщество испытывало давление аппарата политико-идеологического контроля, сообщество боролось за автономию, но довольно безуспешно, региональные социологические сообщества создавались и быстро приходили в упадок, лишаясь лидеров. В последние десятилетия появлялись институциональные возможности устойчивого развития профессионального сообщества, несмотря на фрагментированность, полипарадимальность поля производства социологического знания и давление неолиберальных механизмов. Социологическая ассоциация представляет собой институцию, которая призвана поддерживать профессиональную солидарность и автономию социологов, несмотря на различия между разными школами и течениями. Развитие профессионального сообщества возможно лишь благодаря механизму межпололенного диалога социологов. Цель круглого стола – привлечение внимание к проблемам формирования устойчивого социологического сообщества, межпоколенным разрывам и обменам в профессиональной среде, а также к различным формам профессиональной солидарности. Мы обращаем внимание на институциональный контекст социологических ассоциаций международного, национального и регионального уровня, которые создают возможности межпоколенческого диалога. В ходе дискуссии планируется обсудить потенциал социологических ассоциаций разного уровня, а также возможности и барьеры межпоколенческих форм сотрудничества.
На круглом столе предполагается обсуждение следующих тем, вопросов:

  1. Каковы возможности и барьеры межпоколенческого сотрудничества социологов в рамках профессиональных ассоциаций разного уровня: анализ отечественного и международного опыта;
  2. Как может социологическая ассоциация способствовать межпоколенческому диалогу?
  3. При каких обстоятельствах обостряется конфликт поколений в поле социологического знания?
  4. Что стало с наследием позднесовестких социологов?
  5. Каковы возможности и ограничения использования биографий и историй жизни социологов для развития профессионального сообщества: может ли социологическая биография стать «межпоколенческим мостом»?
  6. Привлечение молодых социологов и молодежного участия: различные формы межпоколенческих взаимодействий и перспективы развития таких форм.

5. Социология культуры: вчера, сегодня, завтра
С середины 1980-годов стало расти понимание того, что культура является не только и не столько сферой художественного творчества, художественной рефлексии, но, прежде всего, формой тесной взаимосвязи самых разнообразных форм поведения индивидов и групп с ценностями и их иерархическими конфигурациями в общественном сознании акторов.
Россия мультикультурна, но ее мультикультурализм отличается от западной модели, он исторически дуалистичен и поликонфессионален. На широких российских просторах много веков уживались разные народы, исповедовавшие разные религии, но их всегда объединяла единая духовно-культурная близость и приверженность исторической памяти предков, любовь к своей Родине. Российская культура многообразна, но она представляет собой единое целое, в этом заключается ее самодостаточность и самобытность. При несомненной российской специфике непреложно, что выход из конфликтности – поставить во главу угла не что иное, как культуру, что даст возможность покончить с разобщенностью, уверенно вывести Россию на путь достойного общецивилизационного развития. Ничто другое, кроме первенства культуры, не решит стоящие перед российским обществом проблемы. Сегодня духовную угрозу культурно-информационному пространству России представляет целый ряд факторов, среди которых: интенсивные модернизационные процессы, некритичное заимствование извне и насильственное внедрение экономических, политических и культурных моделей, разрушение базовых ценностей традиционной культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, стилей жизни и др.
Цель круглого стола – привлечение внимания научной общественности к проблемам эволюции российской культуры, осмысление новых форм межкультурного диалога и гуманизации международных и внешнеэкономических отношений, обсуждение необходимости формирования государственной миграционной политики в контексте культуры принимающего общества.
На круглом столе планируется обсуждение следующих тем и вопросов:

  1. История становления и статус социологии культуры в отечественной науке;
  2. Проблемы состояния культуры различных групп населения в современной России;
  3. Новые смыслы государственной миграционной политики в области культуры;
  4. Культура как механизм гуманизации международных и внешнеэкономических отношений;
  5. Современные проблемы культурной безопасности России;
  6. Традиции и новации в духовной жизни российского общества: за и против;
  7. Своеобразие мультикультурализма в современной России;
  8. Новые подходы к социологическому изучению российской культуры;
  9. Научно-технического прогресс и его влияние на современное состояние культуры в РФ;
  10. Патриотизм как форма духовной культуры;
  11. Актуальные вопросы исследования корпоративной культуры;
  12. Духовные ценности современной российской молодежи.

6. Социально-экологические практики: традиции и новации в современном обществе
На круглом столе планируется обсудить проблемы:

  1. Понятие, концепции и проблемы формирования социально-экологических практик;
  2. Разнообразие социально-экологических практик и экологические вызовы современности;
  3. Проблемы исследования субъектов социально-экологических практик: государства, бизнеса, социальных институтов, общественных организаций, социальных групп;
  4. Практики ресурсо- и энергосбережения: состояние и перспективы;
  5. Развитие локальных, региональных, глобальных социально-экологических практик в современном обществе;
  6. Проблемы экологического образования и просвещения населения;
  7. Практики здорового образа жизни;
  8. Экопоселения – как социальные практики;
  9. Отходы как глобальная и российская проблема.

7. Благополучие в предметном поле научных исследований
В рамках круглого стола планируется заслушать следующие доклады (обсудить проблемы):

  1. Индикаторы социального благополучия;
  2. Качество жизни и социальное благополучие;
  3. Социальное самочувствие через призму социального благополучия;
  4. Социальная безопасность в контексте социального благополучия населения;
  5. Социальные риски и проблемы социального благополучия;
  6. Экспертиза как инструмент оценки социального благополучия;
  7. Проблемы социального благополучия в приграничных регионах;
  8. Дальний Восток России: социальное благополучие и социальная безопасность;
  9. Мигранты и проблемы социального благополучия в современном российском обществе;
  10. Социальное благополучие современной семьи.

8. Волонтерство в чрезвычайных ситуациях как ответ на социально-экологические вызовы в России
На секции планируется обсудить проблемы:

  1. Теоретико-методологические подходы к исследованию волонтерства в контексте чрезвычайности;
  2. Типология волонтерства в чрезвычайных ситуациях: спонтанное и организованное;
  3. Цифровое волонтерство как новая форма добровольчества;
  4. Организационное поле спасательной работы в России: функционал и границы волонтерского участия в ЧС;
  5. Эколого-климатические особенности организации волонтерской деятельности в ЧС на территории РФ;
  6. Основания для гражданско-государственного партнерства в ЧС и межведомственное взаимодействие в ЧС в целом;
  7. Представления о чрезвычайности у участников ЧС: населения, волонтеров, госслужб;
  8. Социально-психологические и демографические особенности волонтеров, действующих в ЧС;
  9. Риски участия волонтеров в реагировании на ЧС.

9. Социально-экономические аспекты детства
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Детство России в разных социально-экономических ситуациях;
  2. Измерение детского благополучия и неблагополучия: классические и новые методики;
  3. Экономика детства: макро и микросоциологический анализ;
  4. Финансовая грамотность детско-подростковой аудитории;
  5. Новые и традиционные механизмы профессиональной ориентации детей разного возраста;
  6. Детский труд: зло или опыт социализации;
  7. Потребительская социализация и детский маркетинг.

10. Современная социология физической культуры и спорта (режим on-line)
Место проведения:
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Физическая культура и спорт в зеркале социологии;
  2. Социально-философские, экономические и правовые аспекты физической культуры и спорта;
  3. Физическая культура и спорт в системе образования;
  4. Спорт и политика;
  5. Общественное здоровье: содержание, критерии, способы формирования;
  6. Ценностный потенциал физической культуры и спорт.

11. Инновации в регионах: человеческий капитал, комфортная среда для жизни, экономический рост
Инновационное развитие российских регионов, постоянно становится центром внимания многих исследователей. Это может быть объяснимо тем, что в современных условиях функционирования базовым конкурентным преимуществом региона является уровень его инновационной активности. Именно региону, как первичной инновационной системе, отводится особое место, так как именно в региональной среде каждого субъекта находит свое отражение конкурентоспособность государства в целом, его инновационные возможности. Таким образом, обобщенный результат работы исследователей, итог их взаимодействия по одной из актуальных проблем в заявленной области – инновационному развитию регионов, представленные в данной сессии, актуальны и позволят достичь понимания происходящих процессов в сфере инновационного развития.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;
  2. Инновации как фактор развития регионов и городов;
  3. Инновационные концепты: «регион» и «город», «село»;
  4. Агропромышленные центры;
  5. Геостратегические территории;
  6. Пространственное развитие регионов;
  7. Территории сельского поселения и межселенные территории;
  8. Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов РФ;
  9. Модернизация и конструирование стратегий регионального и городского развития;
  10. Социальное пространство регионов;
  11. Информационное пространство регионов.

12. Цифровизация высшей школы в России и за рубежом и российский рынок труда: цифровые разрывы и компетенции
Актуальность заявленной темы вызвана необходимостью оперативного реагирования органов законодательной и исполнительной власти, сферы образования, воспитания, рынка труда на формирование у различных социальных групп цифровых компетенций и преодоления цифрового неравенства в целях создания новых возможностей для их самореализации, самоутверждения в трудовой, семейно-бытовой, общественной, досуговой деятельности.
В последние десятилетия в условиях глобализации, технологических и организационных изменений, формирования цифрового общества в России и странах Запада существенно меняется рынок труда, требования со стороны работодателей к специалистам и высшей школе. Глобализация производства, рынка труда, товаров и услуг, цифровизация общества требуют глубоких изменений на рабочем месте: более гибкой системы управления, децентрализованного принятия решений, обмена информацией, создание целевых групп, межорганизационных сетей, гибких схем работы, реструктуризации системы производства и изменения различных профессий и пр.. Эти изменения на рабочем месте требуют высококвалифицированных работников, сталкивающихся со все более сложными интерактивными задачами. Появляются новые формы социального неравенства в зависимости от доступа к цифровым технологиям и умения их использования различными социальными группами общества. Разрыв в цифровых навыках отражается как на трудовой, так и на повседневной жизнедеятельности различных социальных групп населения России и стран Запада. В этих условиях взрастает роль высшего образования: изменения его содержания, форм и методов преподавания, направленных на формирования специалиста ХХI века и преодоления цифрового разрыва на рынке труда.
В связи с этим, актуальной задачей является объединение усилий российских и зарубежных социологов, направленных как на обсуждение названных выше проблем, их изучение, так и на нахождение оптимальных путей и решения.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Роль высшей школы в цифровизации общества;
  2. Проблема изменения содержания и методов преподавания в российских и зарубежных вузах в условиях цифровизации общества;
  3. Российский и глобальный рынок труда: вызовы цифровизации;
  4. Специалист ХХI века: новые вызовы цифровизации и глобального и российского рынка труда;
  5. Цифровые компетенции и цифровые навыки: проблема формирования;
  6. Цифровое неравенство (разрыв) и способы его преодоления;
  7. Взаимодействия высшей школы и работодателей по подготовке специалистов ХХI века;
  8. Требования работодателей к компетенциям и навыкам специалистов в условиях цифровизации общества;
  9. Новые формы трудовой мобильности и миграции на рынке труда;
  10. Количественный и качественный анализ процесса цифровизации высшего образования.

13. К 100-летию Ю.А. Жданова: Ю.А. Жданов - энциклопедист, организатор науки и образования, общественный деятель

14. Инфокоммуникативное пространство России в свете цифровизации: новые исследовательские подходы, вопросы безопасности и этики
Обсуждаются проблемы, связанные с развитием цифровых технологий и новых медиа, процессов трансформации инфокоммуникативной среды. Планируется поднять вопросы безопасности и профессиональной медийной этики.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Изменения коммуникативных моделей под воздействием процессов цифровизации;
  2. Роль новейших коммуникативных технологий в формировании современных дискурсов;
  3. Новые и новейшие методы анализа коммуникативных процессов: возможности и ограничения;
  4. Исследования процессов коммуникаций между человеком и роботом;
  5. Исследования коммуникативных процессов с использованием анализа больших данных;
  6. Новые коммуникативные практики – хайп, блогинг, буллинг, биллинг и пр.;
  7. Информационная безопасность в свете информационных войн (вирусные атаки, боты, кибер-воздействия);
  8. Вопросы медийной этики.

15. Сообщество профессиональных социологов: диагностика и картография современной российской социологии
Обсуждаются проблемы позиционирования различных школ и направлений в современной российской социологии. Классические традиции социологии «шестидесятников» и их современное звучание. Востребованность социологического знания и образования в современных условиях.
На секции предполагается обсуждение следующих тем, проблем:

  1. Социология и общество в стране и мире;
  2. Динамика востребованности социологической экспертизы;
  3. Понятие «научности» в применении к современной социологии;
  4. Смерть социологического «позитивизма» - реальная или мнимая?
  5. «Публичная социология», «глобальная социология» и дилемма участия в борьбе за равенство и «справедливое общество».

16. Профессиональный стандарт социолога и высшее социологическое образование


версия для печати

КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



Оставить комментарий
Читать комментарии [0]: