Организаторы:
Информационные партнеры:
список открыт
20 октября 2022 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная коммуникация в современном российском обществе».
Организаторы:
- Российское общество социологов;
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН.
- Социологический факультет Государственного академического университета гуманитарных наук.
список открыт
Форма участия:
- очная;
- дистанционная;
- заочная.
Конференция посвящена анализу роли и задач социальной коммуникации в современном российском обществе. Социальная коммуникация рассматривается как механизм и процесс общения и взаимодействия людей, групп, социумов, сообществ и т.д. Результатом функционирования социальной коммуникации оказывается влияние, как прямое, так и опосредованное, на социально значимые процессы и на «картины мира» миллионов людей, что инициирует целесообразность расширенного научного анализа процессов влияний и взаимовлияний между обществом, человеком в обществе и современной информационной/ социокультурной средой, в соответствии с основными направлениями социологической науки и традициями углубленного социологического поиска.
Обозначенная тема актуальна в связи с тотальной информатизацией современного общества и цифровизацией коммуникационных возможностей и связей. Особую актуальность приобретает данная тема в связи с современными информационными войнами и военной спецоперацией. Актуальность темы связана также с зафиксированным в социологических исследованиях недовольством значительной части отечественной аудитории художественным и, в целом, культурным уровнем создаваемой развлекательно-образовательной продукции массового назначения.
Цели и задачи конференции:
- анализ содержательных и смысловых особенностей отечественной социокультурной среды, с учетом влияния на социально значимые процессы, при освещении вопросов общественно-политической, экономической, культурной и т.д. жизни, а также при создании продукции культурно-художественного назначения;
- оценка, с учетом современных реалий, научных концепций, методов и подходов, использующихся при изучении влияний и взаимовлияний между обществом и современной социокультурной средой;
- выработка универсальных критериев, обеспечивающих стабильность и гуманитарную ориентированность социальных процессов, при оценке деятельности официальных и неофициальных источников информации массового назначения (СМИ, блогов, социальных сетей, интернет-платформ, рекламы и т.д.);
- выработка научно обоснованных рекомендаций для отечественных органов управления в сфере социальной коммуникации и культуры.
Темы для дискуссий и обсуждений:
- Социологическая оценка современных концепций о коммуникации: воздействие или диалог?;
- Социологическая оценка используемых современными СМИ методов изучения аудитории;
- Методы изучения социальных последействий, инициированных коммуникационными процессами;
- Формы и методы участия социолога в социально ориентированном регулировании коммуникационных процессов;
- Проблемные, спорные и конфликтные ситуации в современной социокультурной среде;
- Актуальные смыслы современной информационной/ социокультурной среды;
- Социологическая оценка «картин мира», создаваемых отечественными СМИ, социальными сетями, сайтами и блогами на открытых и закрытых платформах Интернета;
- Понимание и взаимопонимание в коммуникации;
- Социальная коммуникация как платформа для проявления креативности;
- Социальная коммуникация как средство и механизм социализации и социальной адаптации современной молодежи;
- Цифровизация коммуникационных потоков и ее социальные последействия;
- Коммуникационные методы и приемы современных информационных войн;
- Социологическая оценка программ учебных дисциплин социально-коммуникативного направления (чтение, литература, история, социальные науки) в рамках Болонских стандартов;
- Образование и воспитание как коммуникация;
- Человек в современной информационной/ социокультурной среде: социологический подход;
- Культурно-просветительская деятельность как коммуникация;
- Социологический анализ особенностей освещения разных сфер жизни и деятельности людей, групп, социальных институтов, сообществ (детей, молодежи, рабочих, промышленности, медицины, образования, экономики, политики, театра, кино и т.д.) в материалах СМИ и в целом в современной информационной/ социокультурной среде;
- Коммуникация как механизм социально ориентированного управления;
- Коммуникационные технологии кибербуллинга и «культуры отмены».