УРАЛЬСКИЙ МЕМОРАНДУМ
Обращение Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89»
к исследовательскому сообществу и органам власти
Социальная информация, в том числе результаты прикладных социологических исследований становятся все более востребованными органами государственной власти и управления. Во многих регионах Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт выполнения социологических исследований по заказам властных структур, применения их результатов при принятии управленческих решений.
Однако, вступление в силу с 2006 года Федерального Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» внесло существенные коррективы в схему взаимодействия исследовательских организаций и социальных управленцев. Практика применения данного закона при размещении госзаказов на социальные исследования широко обсуждалась представителями власти и участниками Ассоциации «Группа 7/89» в ходе ряда встреч. Впервые тема подверглась двустороннему обсуждению на семинаре «Социологические методы в практике регионального и муниципального управления» в г. Чусовой (Пермский край) в декабре 2008 г., повторно на XV Съезде Ассоциации в г. Челябинск в рамках круглого стола «Роль экспертных структур и социологических центров в принятии политических решений» в июне 2009 г.
Обсуждение показало, что практика применения Федерального Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вызывает обоснованные нарекания, как со стороны добросовестных чиновников, так и со стороны добросовестных исполнителей. Результатом дальнейшего обсуждения данной темы членами Ассоциации и стало создание «Уральского меморандума».
В настоящее время среди заказчиков и исполнителей прикладных исследований во многих регионах России накоплен положительный опыт сотрудничества и противодействия негативным явлениям, связанным с применением на практике положений Федерального Закона №94-ФЗ. Так, например, в рамках Ассоциации «Группа 7/89» и иных профессиональных объединений осуществляется интенсивный обмен информацией как о «черных социологах» «профессиональных участниках» конкурсов на проведение прикладных исследований, так и о государственных и муниципальных заказчиках, организующих «ангажированные» конкурсы. Определенного рода информационный обмен о проблемных зонах, связанных с организацией и проведением конкурсов, осуществляется и между исследователями и представителями органов власти.
Как положительное явление может быть отмечен и тот факт, что с 1 июля 2009 г. вступают в силу изменения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, в соответствии с которыми электронные торги (аукционы) допускается проводить только при размещении заказов на поставки товаров. Таким образом, размещение заказа на организацию и проведение исследовательских работ с 1 июля 2009 года методом электронного аукциона будет невозможно.
Тем не менее, говорить о том, что ситуация в сфере взаимоотношений органов власти (как заказчиков исследований) и исследовательских компаний (как исполнителей) является «нормальной» или хотя бы «компромиссной», преждевременно.
Профессиональные исследователи Участники Ассоциации вместе со своими коллегами из органов государственной и муниципальной власти выражают озабоченность серьезными проблемами взаимодействия заказчиков и исполнителей, сопровождающимися взаимными претензиями:
- С одной стороны, зафиксировано появление большого количества «черных социологов» «псевдоисполнителей», сферой профессиональной деятельности которых является не проведение исследований, а лишь участие в конкурсах и получение госбюджетных средств, на которые затем «рисуются» данные мнимых исследований. Такое явление уже приводит к растущему числу судебных исков со стороны государственных заказчиков и к их естественному желанию оградить себя от притязаний неквалифицированных «псевдоисследователей» доконкурсными договоренностями с проверенными партнерами.
- С другой стороны, признано, что довольно распространенной стала практика непубличного доконкурсного решения о выборе исполнителя работ и последующего проведения «псевдоконкурсов» и «псеводотендеров», характеризующихся формально невыполнимыми для остальных участников рынка сроками работ и/или абсолютно необоснованной их стоимостью (демпингом). Такая практика, очевидно, создает почву для злоупотреблений и коррупции.
- Указанные явления, очевидно, подрывают репутацию как профессиональных социологов, резко снижая доверие к результатам исследований (обвинения в ангажированности и непрофессионализме), так и органов власти как заказчиков и потребителей этих исследований (обвинения в том же непрофессионализме и коррупции).
Обсудив проблематику взаимодействия друг с другом, участники дискуссии констатировали наличие следующих причин возникновения выше указанных проблем:
- Несовершенство конкурсного законодательства РФ, не позволяющее ставить надежный заслон неквалифицированным исполнителям и устанавливающее, как правило, фактически один критерий выбора исполнителя – минимальная цена.
- Сомнительная практика конкурсного размещения заказа без учета квалификации исполнителя (типичный пример электронные аукционы, в которых форма выбора подрядчика низводит исследовательские услуги до товаров категории «commodity» таких как зерно, металлы, тара, для которых и задумывались подобные торги).
- Имеющие место случаи коррупции в органах власти, в ряде случаев распространяющиеся на сегмент прикладных исследований («откаты», казнокрадство под видом проведения исследований, «серые» схемы финансирования работ и пр.).
- Низкая квалификация многих представителей госзаказчика (неспособность к четкой постановке задачи, незнание реальной технологии исследований и контроля данных, рыночной стоимости стандартных исследовательских процедур, неинформированность об основных субъектах исследовательского рынка – потенциальных исполнителях работ и пр.).
- Низкая квалификация многих исполнителей госзаказов (непрофессионализм, отсутствие специального опыта выполнения прикладных исследований для структур государственного и муниципального управления, неадекватный язык и формат представления результатов и пр.).
- Некритичное отношение профессионального исследовательского сообщества к неквалифицированным и «псевдоисполнителям», отсутствие соответствующей информационной и разъяснительной работы профессиональных объединений, помогающей потенциальным заказчикам лучше понимать практику исследовательской работы и «отделять зерна от плевел».
- Закрытость, непубличность результатов исследовательских работ, выполненных по заказам государственных и муниципальных структур, отсутствие практики обязательной публикации результатов тех исследований, которые могут быть обнародованы, исходя из требований действующего законодательства и принятых этических норм (в том числе этических кодексов профессиональных ассоциаций социологов–исследователей).
- Отсутствие института внешней профессиональной экспертизы прикладных социологических исследований, выполненных на бюджетные средства, то есть, по сути, на деньги налогоплательщиков.
Осознавая, что одной констатацией проблем и причин их возникновения взаимодействующие стороны вряд ли продвинутся по пути их решения, участники Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89» берут на себя ответственность рекомендовать профессиональному сообществу и потенциальным заказчикам следующие шаги по повышению взаимного доверия и достижению эффективного взаимодействия между заказчиками и исполнителями:
- Продолжение и расширение практики рабочих встреч, консультационных семинаров, экспертных круглых столов по вопросам взаимодействия государственных заказчиков социальных исследований и социологов потенциальных исполнителей работ. Основой обсуждения должны стать вопросы реальной практики размещения и выполнения государственных заказов на территории Российской Федерации, в том числе конкретные случаи недобросовестности сторон.
- Проведение совместной работы над разработкой предложений по совершенствованию законодательства и нормативных документов, регулирующих отдельные аспекты исследовательской деятельности и взаимодействия исследователей и госзаказчиков (законы и положения о госзакупках, о персональных данных и пр.).
- Распространение данных о потенциальных исполнителях работ, поддержание открытых баз данных профессиональных участников рынка, создание и развитие института профессиональной оценки (рейтингования) участников рынка социологических и маркетинговых исследований.
- Распространение (в том числе публикация в широкой печати) данных о стоимости проведения типовых исследовательских процедур.
- Создание и распространение методических рекомендаций и памяток типа «Как распознать псевдоконкурс: отличительные черты некорректного размещения государственных заказов» и «Как правильно выбрать и проконтролировать исполнителя исследовательских работ».
- Коллективное и согласованное неучастие исследователей в сомнительных схемах размещения госзаказов (в частности, электронных аукционах, см. «Открытое письмо участникам исследовательского рынка, представителям компаний-заказчиков исследовательских услуг», принятое ОИРОМ).
- Распространение практики публикации отчетов об исследованиях, проведенных на деньги налогоплательщиков (с указанием сведений об исполнителе и основных параметрах проекта).
- Всемерное распространение практики верификации данных социологических исследований, в том числе внешней независимой экспертизы качества социологических исследований, выполненных в интересах государственных заказчиков.
- Организация профессиональным сообществом социологов деятельности по популяризации профессии и повышению доверия к работе исследовательских компаний (публикации статей, книг «Путеводитель по социологическим опросам», организация телепередач, конкурсов на лучшую публикацию об исследователях и пр.).
Члены Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89» и представители органов власти, принявшие участие в обсуждении, считают, что соблюдение рекомендаций будет способствовать улучшению профессионального взаимопонимания, повышению доверия к социологической деятельности в целом, установлению цивилизованных отношений между исполнителями и заказчиками исследований.
Мы предлагаем представителям профессионального сообщества и всем заинтересованным лицам присоединиться к подписанию «Уральского меморандума» и в дальнейшем учитывать разработанные рекомендации при осуществлении своей деятельности, связанной с организацией конкурсов и проведением исследований в интересах органов власти различного уровня.
Мы уверены, что при совместных действиях уже в ближайшее время нам удастся заметно продвинуться в решении существующих проблем и добиться прозрачности и справедливости в вопросе размещения государственных и муниципальных заказов и повышения качества проведения прикладных социологических исследований в интересах органов государственного и муниципального управления.
Обращение подписали:
Руководители компаний – членов Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89»:
Представители профессионального исследовательского сообщества:
Уральский меморандум (PDF, 243 КБ)
Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89»
Просим членов РОС высказать свои мнения и предложения rss@isras.ru по «Уральскому меморандуму». Ваши мнения и предложения планируется публиковать на сайте РОС.