Отчет о проведении Круглого стола Исследовательского комитета «Язык и общество» РОС.
подробнее...25 апреля 2019 года состоится заседание очередного Круглого стола Исследовательского комитета «Язык и общество» РОС.
подробнее...другие новости
В этом разделе:
Календарь событий:
Новости РОС:
Отчет о проведении Круглого стола Исследовательского комитета «Язык и общество» РОС. подробнее...25 апреля 2019 года состоится заседание очередного Круглого стола Исследовательского комитета «Язык и общество» РОС. подробнее...другие новости |
Дискуссия о социологии
Предварительно несколько замечаний. Во-первых, в современных условиях природные явления это все чаще материализованное инобытие социальных идей, проектов, процессов. Это результат трансформации социального действия в природный процесс, механизмы которого социологи не умеют распознавать и не хотят изучать. Во-вторых, в отличие от социального мира, который социологи искусственно отделяют от природного где господствует принцип действие-ответ (отсюда парные категории «интервьюер-респондент», действие–противодействие и т.п.), реальный социоприродный мир основан на гораздо более сложных взаимозависимостях. Это – результат природного метаболизма, где «ответ» природы на вмешательство человека не может быть предсказуем ни по месту-времени, ни по масштабу «ответного» действия. В-третьих, социологи, основываясь на постулате «социальные факты – только из социальных фактов», фактически изолировали объект своего исследования от его alma mater, природной экосистемы. С другой стороны, власть предержащие являются адептами узко технологической концепции данного явления. В результате, столь актуальная сегодня проблема модернизации России рассматривается в отрыве от проблемы состояния среды обитания российского общества. В-четвертых, природные системы, так же, как сам человек и все, что он конструирует, имеет пределы своей несущей способности. И если они превышаются, наша среда обитания превращается из привычного, на взгляд, социолога (и обывателя) из места за забором, где все как-то переработается, «переварится», «устаканится» (западный аналог “Not in My Backyard!”), в грозный источник рисков для общества и всего того, что оно успело построить и сконструировать до того. В-пятых, чем более человек создает искусственные системы – от мостика через ручей до межконтинентальной баллистической ракеты, – тем более он вынужден за ними ухаживать, создавая специальные институты для их поддержания и реабилитации. Победа человека над природой оказалась пирровой, скорее он становится все более зависимым от нее. Он создает бесконечные технические регламенты и тут же забывает о них, но сами эти регламенты ничего не «чинят» и ни от чего не «уберегают», если сам человек не осознает необходимость их неукоснительного соблюдения. Это, в свою очередь, означает, что экологическое воспитание – не «довесок» к «серьезным» школьным и вузовским дисциплинам, а залог существования будущих поколений. А экологическая культура – не экзотика, а этическая система, противостоящая этике потребительского общества [1,2]. «Все связано со всем и все куда-то попадает» – эти слова Барри Комммонера следовало бы внести в качестве эпиграфа во все учебники социологии. Наконец, изоляционизм, какими бы благими намерениями он ни мотивировался, это смерть для любой науки, в том числе и для социологии. Приведу только один пример. Когда в 2007 г. на праздновании полувекового юбилея Европейского Союза и для обсуждения его перспектив собралась вся его элита, там были представлены все виды наук и искусств…кроме социологии. Мы что, хотим того же? Недавний всемирный «антикарбонный конгресс» социологов в Швеции показал дистанцию нашего отставания. Потребовалось пригласить в качестве keynote speakers лауреата Нобелевской премии по биологии, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки. В мире и России в том числе должна быть не только информационная и технологическая, но и социально-экологическая модернизация. Социально-экологическая модернизация (далее СЭМ) понимается мною как процесс развития общества и государства в глобальном контексте, обеспечивающий одновременное достижение нескольких целей: устойчивое, но при этом поступательное развитие общества, наращивание его экономической мощи и привлекательности среды жизни, среды обитания, обеспечение его экономической и иной безопасности при минимальных рисках и необратимых потерях для локальных экосистем и биосферы в целом. Показательно, что в Оргкомитет только что прошедшей Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2010 г.) «Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества» не вошел ни один социолог или политолог, не говоря уже об экономистах и специалистах по геополитике. Исторически идея СЭМ прошла несколько этапов. Сначала человек стремился захватывать куски природного ландшафта, сохранять их (и уничтожать тоже) в чисто утилитарных целях. За эпохой Великих географических открытий последовала эпоха великих геополитических войн и колониальных захватов. Позже, там, где индустриализация развивалась особенно бурно, родилась противоположная идея: «возврата к природе», «к жизни в мире с нею». Далее, ученые поняли, что поскольку эксплуатация природы охватывает весь мир, все его среды (горы, землю, океан, леса и озера), то необходимо создавать и сохранять эталоны в виде заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий. Но это была ущербная идея (мы знаем, какими политическими обстоятельствами она была рождена). Как только в стране утвердился капитализм, эти лакомые куски были употреблены по иному назначению их именитых собственников. Сегодня власть взялась за их восстановление, но многое утеряно безвозвратно. В современном мире, охваченном транснациональным капиталом и перемещением огромных масс ресурсов, населения и информации по всему свету нет уже отдельно «человека» и «природы»: человек экологизирован, природа социализирована. Но это так в теории. На практика СЭМ становится все более конфликтным процессом потому, что потребительское общество «живет природой», и их отношения – замкнутый круг. Сегодня «отходы» производимые обществом потребления, в том числе парии общества, уже не нужные ему навсегда (wasted people, по выражению З. Баумана) – растущий по значению ограничитель любых усилий по модернизации производства и общества, так как всякое превышение несущей способности локальных экосистем и биосферы в целом вследствие интенсификации производства, строительства, освоения новых месторождений, вырубкой лесов Амазонки, а главное – вследствие производства огромной массы ненужных человеку продуктов («копеечное разнообразие») и т.д., возвращается бумерангом обществу в форме сокращения рождаемости, роста заболеваемости и смертности, роста миграционных расходов и, и самое главное, глобальными изменениями климата. Можно сказать, что поддержание социобиотехносистем (далее экосистем) есть необходимое условие поддержания социального порядка в целом. Но даже если рассматривать природу только как ресурс-для-человека, то ресурсы дикой природы, эстетической ценности ландшафта, экологически качественной среды в ближайшей и особенно отдаленной перспективе оказываются часто более выгодными экономически, чем традиционные сельское хозяйство или индустрия. Экологический туризм, рекреационная охота и рыболовство, просто отдых в окружении уникального ландшафта, неистощительное сельскохозяйственное производство оказываются экономически востребованными «очагами» СЭМ. С точки зрения науки и этики, СЭМ – чрезвычайно сложная задача, потому что впервые ученым и политикам придется сопоставлять эффекты целевых краткосрочных вложений и результаты средовых «бумерангов», не имеющих ни четкого адресата (носителя), ни определенной территории, ни однозначного срока давности. Придется сопоставлять и вычислять вложения в одну сферу (например, в повышение благосостояния) и их экологические риски (например, от вырубки лесов и застройки берегов рек). Наконец, надо готовиться к грядущему пересмотру базовых международных принципов, определяющих принадлежность ресурсов тем или иным странам. Если Земля – действительно «Общий Дом», а иной альтернативы нет, то неизбежно придется делиться дефицитными ресурсами. Это – чрезвычайно болезненная экономическая и гуманитарная проблема, к которой только начинают искать подходы. Хотя теоретический ключ к ней давно найден: это – междисциплинарность, системность теоретического анализа, уменье социологически интерпретировать природные процессы и, наоборот – способность видеть в социологическом анализе ключ к пониманию природных явлений. Этими качествами обладали не только люди эпохи Возрождения, но и наши русские ученые: В.В. Докучаев, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, П. Сорокин и многие другие [3-8]. Работа П. Сорокина «Голод как фактор» [8], основанная на огромном статистическом материале, является, с моей точки зрения, классикой социально-биологического исследования. Куда же эта ценнейшая способность русской науки делась? – Она исчезла тогда, когда власть создала непроницаемые институциональные границы между дисциплинами, создала «закрытые города», подчинила естественные науки нуждам ВПК и всю систему образования построила по монодисциплинарному принципу. Заметьте: как только эта железная пята ослабевала, в Академии наук и вне ее возникали многочисленные межведомстенные советы и комиссии. Теперь несколько слов о собственно проблемах социально-экологической модернизации. СЭМ России представляет собой очень трудный качественный переход. Ее базовые цели – устойчивость социума и биосферы, безопасность, идентичность, сохранение целостности России и мобилизации способности к развитию ее человеческого потенциала. Эти цели взаимосвязаны, например, целостность обеспечивается общностью базовых ценностей и респонсивностью социальных институтов. Способность к развитию – справедливым перераспределением богатства и преодолением отчуждения между властвующей элитой и гражданским обществом, а не только ростом доходов и «непрерывным обучением» и т.д. Но иного выхода нет, поэтому экосоциология [9] есть перспектива развития науки социологии вообще. Основные ориентиры СЭМ:
Переход к СЭМ России очень труден по многим причинам:
Последний вопрос 6 особенно труден. Кто они, лидеры СЭМ? Явно не чиновничество и не сервис-класс. Вопрос с властвующей элитой остается открытым. Лидеры страны периодически делают широковещательные заявления о необходимости охраны природы, но реальная промышленная и техническая политика идет в противоположном направлении. О коррумпированной и теневой экономике я уж не говорю. Остается интеллигенция, молодая и умудренная опытом, которая с начала ХХ века была и остается лидером этого процесса, насколько он возможен вообще в нынешних условиях. Но чем хуже будет становиться среда непосредственного обитания масс людей, тем больше их примкнет к экологическому движению, возглавляемому этой интеллигенцией. К тому же, поскольку капитал становится транснациональным, у экологического движения нет иного выхода как стать частью глобального гражданского общества. Наконец, можно ли разделить экологию и политику? Как пишет Б.Вишневский [10,с.4] «Многие экологи считают, что решать экологические проблемы можно, не заходя на политическое поле. Как правильно выбрать салон эротического массажа и остаться довольным сеансом. Мол, надо только «научиться влиять на власть». Но как это сделать, если нет реальных выборов и ответственности власти перед обществом? Как изменить государственную политику, в том числе экологическую, не заходя на политическое поле, и соответственно – не участвуя в процессах, которые только на нем и могут решаться? Иначе говоря, нельзя разделять борьбу за решение экологических и политических проблем: они прочно взаимосвязаны» СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перейти в раздел «Дискуссия о социологии» |
© Российское общество социологов. При использовании материалов сайта, просьба давать ссылку на www.ssa-rss.ru |